Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/c12312/koma.net.ru/docs/forum/Sources/Load.php(183) : runtime-created function on line 3
Консультация логопеда

Автор Тема: Консультация логопеда  (Прочитано 2033 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Консультация логопеда
« : 24 Июнь 2017, 17:49:54 »
Дорогие друзья! В этой теме вы можете получить консультацию по нарушениям речи, возникающим вследствие повреждения головного мозга. Чтобы получить возможно полный ответ, указывайте, пожалуйста, следующую информацию:

- кем вы приходитесь пациенту;

- возраст пациента, его родной язык;

- правша или левша;

- образование и профессия;

- владеет ли другими языками и в какой степени;

- точный медицинский диагноз (можно посмотреть в выписном эпикризе);

- когда заболел;

- получал ли помощь логопеда и/или психолога;

- насколько пациент понимает обращенную к нему речь (примерные варианты: совсем не понимает / понимает только простую инструкцию ("дай руку", "садись" и т. д.) / понимает с трудом или не с первого раза / понимает полностью или почти полностью);

- насколько понятна его собственная речь (примерные варианты: вообще непонятна / понятны только отдельные слова / произносит только одно какое-то слово, слог или звук / пациент не говорит / непонятны отдельные слова / речь понятна, но имеются ошибки в согласовании слов в предложении (неправильные окончания слов) / речь понятна, но забывает или путает отдельные слова);

- может ли пациент писать и читать;

- общее поведение пациента: насколько активен, чем занимается большую часть времени, в каком настроении находится, насколько настроен на преодоление болезни, присутствует ли агрессия или неадекватное поведение и т. д.;

- состояние памяти, внимания, мышления (насколько рассеян, забывчив, путает ли последовательность действий при выполнении знакомых операций, может ли концентрироваться на чем-либо и т. д.);

- имел ли какие-либо нарушения речи до болезни;

- какими заболеваниями, кроме перенесенного инсульта, страдает или страдал в прошлом;

- какого результата от реабилитации вы и пациент ожидаете (примерные варианты: возвращение к трудовой деятельности / самостоятельное обслуживание себя в быту и общение в несложных ситуациях (в магазине, ЖЭКе, с соседями) / способность общаться с родными в быту, доступно для них выражать свои потребности).

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Re: Консультация логопеда
« Ответ #1 : 05 Февраль 2018, 16:33:52 »
« Последнее редактирование: 12 Май 2019, 13:22:55 от Алексей Викторович »

Оффлайн Анна82

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация +0/-0
Re: Консультация логопеда
« Ответ #2 : 08 Февраль 2018, 00:15:09 »
Здравствуйте Алексей Викторович - подскажите типы занятий для моей мамы.
- кем вы приходитесь пациенту;
дочерью.
- возраст пациента, его родной язык;
56 лет., русский.
- правша или левша;
правша.
- образование и профессия;
бухгалтер, экономист.
- владеет ли другими языками и в какой степени;
нет.
- точный медицинский диагноз (можно посмотреть в выписном эпикризе);
ОНМК по смешанному типу.
- когда заболел;
2014.
- получал ли помощь логопеда и/или психолога;
нет.
- насколько пациент понимает обращенную к нему речь (примерные варианты: совсем не понимает / понимает только простую инструкцию ("дай руку", "садись" и т. д.) / понимает с трудом или не с первого раза / понимает полностью или почти полностью);
совсем не понимает.
- насколько понятна его собственная речь (примерные варианты: вообще непонятна / понятны только отдельные слова / произносит только одно какое-то слово, слог или звук / пациент не говорит / непонятны отдельные слова / речь понятна, но имеются ошибки в согласовании слов в предложении (неправильные окончания слов) / речь понятна, но забывает или путает отдельные слова);
произносит только слога - ма, ам, но, ан.
- может ли пациент писать и читать;
нет.
- общее поведение пациента: насколько активен, чем занимается большую часть времени, в каком настроении находится, насколько настроен на преодоление болезни, присутствует ли агрессия или неадекватное поведение и т. д.;
малое сознание, паралич, но чувствительность тела абсолютная.
- состояние памяти, внимания, мышления (насколько рассеян, забывчив, путает ли последовательность действий при выполнении знакомых операций, может ли концентрироваться на чем-либо и т. д.);
малое сознание.
- имел ли какие-либо нарушения речи до болезни;
нет.
- какими заболеваниями, кроме перенесенного инсульта, страдает или страдал в прошлом;
СД-2.
- какого результата от реабилитации вы и пациент ожидаете (примерные варианты: возвращение к трудовой деятельности / самостоятельное обслуживание себя в быту и общение в несложных ситуациях (в магазине, ЖЭКе, с соседями) / способность общаться с родными в быту, доступно для них выражать свои потребности).
способность общатся с родными в быту.

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Re: Консультация логопеда
« Ответ #3 : 08 Февраль 2018, 23:57:41 »
Здравствуйте, Анна. Правильно ли я понимаю, что у Вашей мамы паралич рук и ног, и она постоянно находится в лежачем положении? Она произносит слоги спонтанно или реагирует произнесением слогов на слова или действия окружающих? Если она это делает спонтанно, то можно ли сделать вывод, что она так пытается выразить свои потребности, или же произнесение слогов кажется не связанным с возникновением у нее каких-либо потребностей? Реагирует ли каким-либо еще образом на попытки общения с ней (моргание, движения глазами и т.д.)?

Оффлайн Анна82

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация +0/-0
Re: Консультация логопеда
« Ответ #4 : 09 Февраль 2018, 01:16:40 »
Здравствуйте Алексей Викторович. Да у нее паралич рук и ног, но спонтанно она ими двигает - например когда начинаешь щекотать ноги, то она ногу убирает, либо когда покалываешь ладонь, то она ее тоже одергивает. Нет она лежит три часа днем с обеда, и с 23 часов ночи до 9 часов утра. а остальное время - процедуры - массаж, сидит, вертикализуется и т.д. Она произносит слога в сновном спонтанно как реакция на неудобство либо на боль (при процедурах, либо при массаже и т.д.) Таким образом она пытается выразить боль как я понимаю, хотя она очень хорошо научилась плакать и хитрить. Да реакция есть на попытки общатся с ней - с помощью моргания глазами, но она быстро устает и потом мы перестаем понимать отвечает она или по три-два раза моргает просто так.
Мы стараемся ей разработать ротовую полость, но не знаю как получается. Она ест - пищу уже не перемолоную, а на крошеную. Зубной щеткой массаж рта, неба и языка делаем. В это время она сопротивляется с помощью языка - пытается вытолкнуть зубную щетку. И еще самое странное она за 4 года ни разу не улыбнулась.

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Re: Консультация логопеда
« Ответ #5 : 10 Февраль 2018, 15:05:08 »
Целенаправленная работа по восстановлению речи требует активности больного человека, следовательно, может дать эффект лишь после окончательного восстановления сознания. Поэтому, судя по всему, в настоящий момент следует сконцентрироваться в первую очередь на задаче по восстановлению сознания. Для этого применяется воздействие на все сенсорные системы.

Вестибулярная и тактильная стимуляция, по Вашим словам, уже проводится (вертикализация и массаж). Можно добавить обонятельную стимуляцию: использовать натуральные запахи ванили, кофе, приправ, чеснока, цветов. Для слуховой стимуляции используются неречевые (любимая музыка, звуки природы, звонки) и речевые звуки (о них чуть ниже) с периодическим изменением громкости. Зрительная стимуляция: включение и выключение света, просмотр знакомых фотографий, создание окружения из контрастных ярких, простых по форме предметов. Общие принципы любых  стимулирующих воздействий: стимуляция не должна быть неожиданной, резкой и слишком интенсивной, а также слишком продолжительной. Целесообразно проводить два-три коротких (до 30 мин.) сеанса стимуляции в день, начиная со слабой интенсивности и постепенно увеличивая ее. Необходимо также несколько варьировать интенсивность во время каждого сеанса.         
   
Речевая стимуляция проводится для восстановления как сознания в целом, так и понимания речи в частности. В начале общения мягко коснитесь и обратитесь к ней «мама», чтобы привлечь внимание. Во время ухода простыми фразами сообщайте маме, что собираетесь с ней делать и что делаете в данный момент. Давайте простые инструкции, даже если знаете, что она их не выполнит, например: «Повернись, пожалуйста, на бок» и затем сами поворачиваете ее. Говорите негромко, в спокойном темпе, с  естественной, но достаточно выразительной интонацией, избегая монотонности голоса, время от времени немного изменяя громкость. Старайтесь установить визуальный контакт, даже при отсутствии ответа. Всегда исходите из того, что она Вас понимает, хотя бы частично. Не разговаривайте с окружающими так, как будто ее здесь нет. Говорите в основном о том, что происходит в данный момент в данном месте, кратко описывая людей, события, которые окружают ее в настоящий момент.

Если есть реакция на попытки общения в виде моргания, но она быстро устает, можно постараться получить ответ по типу «да-нет» на один конкретный вопрос, например «Хочешь есть?». Важно, чтобы все те, кто общается с человеком, использовали одну и ту же систему связи, например, просили закрыть глаза или моргнуть два раза. Ничего страшного, если человек, например, на просьбу закрыть глаза моргает. Главное, получить стабильный ответ, означающий «да» в виде определенного действия. После того как форма ответа на один вопрос более-менее закрепится, можно вводить новые вопросы и постепенно увеличивать продолжительность общения с помощью глаз.

К массажу зубной щеткой можно добавить температурную стимуляцию ротовой полости и лица прохладными и теплыми предметами, легкий массаж лица, поглаживание и растирание кожи лица и тела тканями разной фактуры.

Восстановление речи также в немалой степени зависит от прогресса в лечении паралича конечностей.

Насчет питания имейте в виду возможность так называемой молчаливой аспирации, при которой частицы пищи попадают в легкие не вызывая выраженной реакции. Такая аспирация может проявляться лишь небольшим слезотечением, а может даже не проявляться никак. Поэтому следите за состоянием легких, отслеживайте температуру тела, изменения в частоте и темпе дыхания, появление одышки, хрипов, чтобы не пропустить проявления пневмонии.   

Оффлайн Анна82

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация +0/-0
Re: Консультация логопеда
« Ответ #6 : 10 Февраль 2018, 16:45:05 »
Спасибо большое за консультацию Алексей Викторович. Будем так и делать как вы посоветовали. Насколько я понимаю она у нас хорошо реагирует на звуковые раздражители. По поводу
Цитировать
так называемой молчаливой аспирации
то это первое с чем мы столкнулись когда начинали учить ее кушать и пить без зонда. Получается надо вырабатать у нее рефлексы?!

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Re: Консультация логопеда
« Ответ #7 : 12 Февраль 2018, 10:30:35 »
Достоверно определить, в каком состоянии находится функция глотания, можно только с помощью рентгенологического исследования. Вполне возможно, что аспирации не происходит. Тем не менее, исключать это нельзя. Поэтому разумно следить за состоянием легких.

Массаж ротовой полости и языка, упражнения для языка с выталкиванием зубной щетки, которые вы делаете, считаются эффективными методами улучшения функции глотания. Эффективно также упражнение, при котором человек пытается открыть рот, а партнер ладонью придерживает снизу его челюсть, оказывая небольшое сопротивление. Что касается рефлексов, то можно в небольшом количестве стимулировать во время массажа корень языка, мягкое нёбо и заднюю стенку глотки. Имейте в виду, что рвотный рефлекс не отражает состояние функции глотания: при хорошем рвотном рефлексе функция глотания может быть нарушена.

Оффлайн Лариса Щелконогова

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 6526
  • Репутация +37/-3
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #8 : 26 Апрель 2018, 20:44:53 »
Достоверно определить, в каком состоянии находится функция глотания, можно только с помощью рентгенологического исследования. Вполне возможно, что аспирации не происходит. Тем не менее, исключать это нельзя. Поэтому разумно следить за состоянием легких.

Массаж ротовой полости и языка, упражнения для языка с выталкиванием зубной щетки, которые вы делаете, считаются эффективными методами улучшения функции глотания. Эффективно также упражнение, при котором человек пытается открыть рот, а партнер ладонью придерживает снизу его челюсть, оказывая небольшое сопротивление. Что касается рефлексов, то можно в небольшом количестве стимулировать во время массажа корень языка, мягкое нёбо и заднюю стенку глотки. Имейте в виду, что рвотный рефлекс не отражает состояние функции глотания: при хорошем рвотном рефлексе функция глотания может быть нарушена.
Спасибо Но это можно все проделывать только если больной контролирует свое состояниеВ вегетативном никак нельзя добраться до корня языка к тому же можно остаться без пальца ,Тризмы больного так велики ,как у бультерьера

Оффлайн пушишка

  • Молодой специалист
  • **
  • Сообщений: 128
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #9 : 08 Май 2019, 07:47:25 »
Здравствуйте, Алексей Викторович! Хотелось бы получить консультацию логопеда

Оффлайн пушишка

  • Молодой специалист
  • **
  • Сообщений: 128
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #10 : 08 Май 2019, 13:21:43 »
Я сама пациент
35 лет, русский
-правша
- высшее образование, экономист в энергетике
- владею английским  языком, хорошее знание со словарем, все знания после комы сохранены
- ЗЧМТ, ушиб головного мозга тяжелой степени тяжести, 20 дней комы
- авария была 05.02.17
- помощь логопеда получала периодически, не продолжительное время, потому что не в этом основная проблема;
- пациент понимает обращенную к нему речь полностью
- его собственная речь понятна полностью, но тормозит;
- пациент  умеет писать и читать;

Оффлайн пушишка

  • Молодой специалист
  • **
  • Сообщений: 128
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #11 : 08 Май 2019, 13:35:59 »
Хотелось бы узнать, какие методы стимуляции можно использовать, если язык и правая щека тормозит только физиологически?
Сейчас только каждый день по 20 минут читаю скороговорки, другой стимуляции не проводится

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Re: Консультация логопеда
« Ответ #12 : 10 Май 2019, 15:45:29 »
Здравствуйте.

Можно предположить наличие дизартрии. Трудно сказать, связана ли заторможенность речи с нарушением чувствительности языка и щеки, тем более если нет их паралича. Возможно, что непосредственно не связана, а замедление речи может быть следствием травмы мозжечка и подкорковых структур мозга.

В целом при дизартрии применяются следующие виды стимуляции:

- физиотерапия. Существуют, в том числе, специальные аппараты именно для лечения дизартрии.

- массаж. Общие принципы: https://www.e-reading.club/bookreader.php/87223/Arhipova_-_Logopedicheskiii_massazh_pri_dizartrii.html

- артикуляционная гимнастика. Пассивная (движения языка и щек выполняются рукой) и активная (движения выполняются усилием мышц, на которые направлена гимнастика). Конкретный комплекс подбирается индивидуально, описание упражнений можно найти, например, здесь https://studfiles.net/preview/5799933/page:20/

- дыхательные и голосовые упражнения. Применяют дыхательную гимнастику Стрельниковой и другие методики. Если владеете английским, можете ознакомиться, например, с этим видео https://www.youtube.com/watch?v=Dy2l7qLXhyA&t

- ЛФК, направленная на улучшение функционирование подкорковых структур и мозжечка и улучшение координации движений всего тела. Упражнения должны подбираться индивидуально. Например https://www.youtube.com/watch?v=_rBfI5K_Fj0

Напоминаю, что вся информация носит ознакомительный характер. Конкретные методы назначаются индивидуально с разрешения лечащего врача.

Оффлайн пушишка

  • Молодой специалист
  • **
  • Сообщений: 128
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #13 : 10 Май 2019, 17:33:03 »
Спасибо за консультацию. Будем пробовать все возможные методы

Оффлайн Aleksandra41

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 17
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #14 : 06 Июнь 2019, 07:39:48 »
Здравствуйте, Алексей Викторович! Очень нужна ваша консультация.
Я, мама Кирилла - молодого человека, у которого в возрасте 17 лет произошел разрыв артериовенозной мальформации медиального отдела левой теменной доли, дренирующейся в верхний сагиттальный синус, внутримозговая гематома левых теменно-затылочных долей с прорывом в задний рог левого бокового желудочка объемом более 100 мл, с зоной перифокального отека, смещение срединных структур вправо более 20 мм, повторное внутримозгового кровоизлияние с формированием обширной подострой гематомы в задне-медиальном отделе левой теменной доли. Инфаркт в задней половине ствола мозолистого тела . пролапс мозга в костный дефект. Латеральная дислокация срединных структур 11мм, левостороннее транстенториальное вклинение. (дополнительно менингит, менингоэнцефалит, сепсис, паравентрикулярный абсцесс левой теменной доли, гидроцефалия).
В настоящий момент Кириллу 18 лет. Родной язык - русский. Переученный правша (так говорили в школе психологи на основании тестов). В сентябре 2018 года поступил в БГТУ "Военмех" на "Специальный перевод" (перевод и переводоведение). Владел до разрыва АВМ очень хорошо английским, успешно начал изучать французский (языки очень легко давались).
Трагедия произошла 09.10.2018 года. В настоящее время находится на реабилитации, где получает помощь логопеда и психолога. Речь понимает полностью (вплоть до того, что давая простые команды на английском, французском языках, он выполняет их).
Не говорит. Идет только артикуляция губами на протяжении последних 4 месяцев. Но не слишком активная. (почти 2 месяца в коме, 8 операций, из которых 5 на головному мозге с наркозом). Логопед предполагает псевдобульбарный синдром. Есть парез справа. При этом давно кормим понемногу с ложки (основной объем через гастростому). При 45-50 градусах глотает (пюре, воду). При 60 - закашливается. Проводят нейромышечную стимуляцию Vocastim. Издает только звук А. Хотя пару раз говорил при помощи логопеда мама и да.
Писать не может (разрабатываем левую руку). Смотря в экран телефона, считывал информацию. Насколько он действительно считывал и понимал ее, не знаю.
Настроение при мне, когда я в отпуск к нему летала на 1,5 месяца (сами живем на Камчатке) было относительно хорошее. Улыбался, с огромным желанием делал все, о чем просила (хотя, когда случались спазмы спастические, головные боли (а это бывало очень часто) он заходился в плаче). После моего отъезда, как говорит моя мама, которая с ним 24 часа в сутки, Кирилл ни разу не улыбнулся. Настроение подавленное. Понять почему плачет трудно, но я предполагала от боли. Сейчас выявили песок и камни в мочевом пузыре. Сейчас прописали антидепрессанты.   
Когда я задавала вопросы, он дал понять, что помнит все до момента трагедии, но и каждый день сейчас помнит. Внимание есть, но очень быстро устает. Очень сильный дефицит веса, истощен жутко.
Речь до трагедии была очень хорошая, скороговорки часами мог проговаривать.
В 1,4 г. был псевдотуберкулез, в больнице перенес рот-вирусную инфекцию (4 дня была температура 41). В 6 лет - 4 эпилептических приступа ( в течение 5 дней) и больше приступы не повторялись. 8 лет на диспансерном учете у невролога. 
Возвращение к жизни, принятия себя и ситуации, которая произошла с ним. Чтобы понимал, что прошлого Кирилла нет. Чтобы стремился к выздоровлению и смог гордиться своими достижениями.

В настоящее время у Кирилла постоянно приоткрыт рот. Что мы только не делали (повязки специализированные, воротник Шанца). Результата нет. Что вы можете рекомендовать? Рот у него приоткрываться стал после укола ботокса, который делали из-за контрактуры правого локтя. Боюсь, что и порез произошел тогда же. До этого времени проблем не было. Создается ощущение, что у него онемение правой стороны.
Какие ваши рекомендации будут, чтобы "оживить губы"? Ни пузыри, ни свисток, ни дудочки, ни гармошка не продвинули ситуацию. Он даже для поцелуя губы не складывает, они, как будто, ему не принадлежат.
Заранее благодарю. 

Оффлайн Алексей Викторович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
Re: Консультация логопеда
« Ответ #15 : 11 Июнь 2019, 20:57:14 »
Здравствуйте, Aleksandra41.

В логопедической практике основными методами коррекции парезов являются массаж и артикуляционная гимнастика. Однако камни в мочевом пузыре и послеоперационный период относят к противопоказаниям к проведению массажа, поэтому применение этих методов следует обсудить с врачом и получить его разрешение. Если после инъекции развился вялый парез, то применяют стимулирующие приемы массажа, если имеется спазм или ригидность — расслабляющие. Основная информация о массаже: https://www.e-reading.club/bookreader.php/87223/Arhipova_-_Logopedicheskiii_massazh_pri_dizartrii.html
об артикуляционной гимнастике: https://studfiles.net/preview/5799933/page:20/

Приступы плача в целом характерны для псевдобульбарного синдрома. Чтобы проверить понимание текста, можно попросить прочитать небольшой текст и выбрать изображение, отражающее суть прочитанного. Лучше провести несколько таких тестов с разными текстами, чтобы убедиться наверняка. 

Таким образом, можно рекомендовать в первую очередь обсудить возможность проведения логопедического массажа и пассивной артикуляционной гимнастики с врачом и логопедом. Если разрешение врача будет получено, обратиться к специалисту для проведения сеансов.

Оффлайн Aleksandra41

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 17
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Женский
Re: Консультация логопеда
« Ответ #16 : 13 Июнь 2019, 02:01:06 »
Здравствуйте, Aleksandra41.

В логопедической практике основными методами коррекции парезов являются массаж и артикуляционная гимнастика. Однако камни в мочевом пузыре и послеоперационный период относят к противопоказаниям к проведению массажа, поэтому применение этих методов следует обсудить с врачом и получить его разрешение. Если после инъекции развился вялый парез, то применяют стимулирующие приемы массажа, если имеется спазм или ригидность — расслабляющие. Основная информация о массаже: https://www.e-reading.club/bookreader.php/87223/Arhipova_-_Logopedicheskiii_massazh_pri_dizartrii.html
об артикуляционной гимнастике: https://studfiles.net/preview/5799933/page:20/

Приступы плача в целом характерны для псевдобульбарного синдрома. Чтобы проверить понимание текста, можно попросить прочитать небольшой текст и выбрать изображение, отражающее суть прочитанного. Лучше провести несколько таких тестов с разными текстами, чтобы убедиться наверняка. 

Таким образом, можно рекомендовать в первую очередь обсудить возможность проведения логопедического массажа и пассивной артикуляционной гимнастики с врачом и логопедом. Если разрешение врача будет получено, обратиться к специалисту для проведения сеансов.

Огромное спасибо! Понятно и логично. Только Кириллу даже общий массаж не отменили, несмотря на камни и песок. Кроме питьевого режима и бисептола ничего и не назначили.

 


Cтоматология в Киеве - Теремки, ВДНХ